Детское отравление: будьте внимательны!

Детское отравление — проблема, которая требует пристального внимания. По статистике около 90% отравлений приходится на долю детей и лишь 10% — на взрослых.

Ребенок, получив, наконец, способность свободно передвигаться, методом проб и ошибок накапливает собственный опыт. Малыш уже отведал более или менее вкусной еды, которую ему предлагали родители. Теперь же, в поисках новых деликатесов, он будет самостоятельно исследовать другие доступные ему предметы.

 

Всем известно, что дети тащат в рот все подряд. Кому придет в голову пить клей, есть крем для обуви или глотать монеты? Детям. Исследовательский рефлекс — один из сильнейших. Да и как устоять малышу перед привлекательно упакованной неизвестной вкусняшкой или относительно приятно пахнущим напитком в бутылочке? Такие испытания и открытия — каждый день!

Первое, о чем подумает родитель, будет: «Что опасно для моего ребенка? Я сейчас же от этого избавлюсь!» Но сложность в том-то и состоит, что дать исчерпывающий список невозможно.

 

Отравления лекарствами

2/3 детских отравлений возникают в результате того, что ребенок съел лекарства, предназначенные для взрослых. Ошибка многих родителей в том, что они даже не предполагают, что такие средства, как, например, успокоительные или болеутоляющие, опасны.

Важно помнить: безопасных лекарств нет. А доза препарата, нормальная для взрослого, может оказаться смертельной для ребенка.

Родители оставили в выходной день двухлетнего Мишу на попечение бабушки и дедушки. Пока старшие готовили обед, мальчик нашел на тумбочке около кровати красивые белые таблетки в темной баночке и съел одну за другой. Вероятно, штук 10, не меньше. Через несколько часов Миша почувствовал себя плохо. Стал сонлив, у него повысилась температура, лицо покраснело, он тяжело задышал. Только своевременно обнаруженная причина недомогания — исчезновение таблеток — и вовремя подъехавшая Скорая помощь помогли предотвратить несчастье.

 

Ире (2,5 года) мама давала витамин Д, причем «на глазок», в дозах, превышающих норму. «От витаминов вреда не бывает, ребенок от них становится только крепче и здоровее», — полагала она. Однако через некоторое время девочка потеряла аппетит, у нее началась рвота. Она стала сонливой и вялой. Появлялись судороги. Девочку осматривали многие врачи, но правильный диагноз — отравление — был поставлен не сразу, поскольку мать не предполагала, что это могло быть из-за приема витаминов, и не сообщила такую важную информацию врачам.

Отравления бытовой химией

Участились случаи отравления детей моющими средствами, лаками, клеем, красками, средствами по уходу за мебелью. Как правило, бытовую химию не прячут от детей. Ведь родители твердо уверены в том, что она несъедобна.

Одна мама в сердцах сказала: «Какой нормальный ребенок станет пить жидкость для мытья посуды?» Оказалось, что мальчику всегда нравился мятный запах средства. Он его с удовольствием нюхал, а потом попробовал. Вначале жидкость для посуды ему показалась невкусной. Но понемногу он привык и систематически пил его, пока не превысил дозировку. Поведение ребенка легко объяснимо и очень напоминает то, как взрослые становятся зависимыми от еще менее привлекательных веществ — табака и алкоголя.

 

Чаще всего токсин попадает в организм ребенка через пищевой тракт, когда малыш по незнанию или по неосторожности съедает средства бытовой химии. Также яд может попасть через дыхательные пути, слизистую оболочку глаз. Там, где взрослый пожалуется лишь на головную боль или на затрудненное дыхание, грудной ребенок может получить тяжелое отравление.

Уязвима для всякого рода химикатов и нежная кожа малыша. Порой достаточно небольшого количества средства, чтобы вызвать отравление. Не позволяйте детям играть с использованными емкостями из-под репеллентов (гелей, мазей, ароматических палочек, пластинок против комаров и других насекомых). Не устанавливайте их в розетках рядом с кроваткой малыша.

В весенне-летний сезон садоводы опрыскивают растения средствами против вредителей. Именно поэтому рекомендации врачей мыть овощи и фрукты перед употреблением их в пищу связаны не только с предупреждением желудочно-кишечных или инфекционных заболеваний, но и химических отравлений.

 

Отравления грибами и ядовитыми растениями

Весной, когда появляется первый щавель, многие мамы дают его своим малышам, которые с наслаждением пробуют кисленькие листья. Проблема в том, что, когда мамы нет рядом, дети срывают и едят всякие другие травы и ягодки.

Не спускайте глаз с малышей! Во время прогулок нужно рассказывать и показывать, какие растения и плоды есть можно, а какие нельзя.

Многие родители готовят собранные самостоятельно грибы. При изучении обстоятельств отравления повторяются схожие оправдания: «Я была уверена, что это опята!». Или: «Голову даю на отсечение, что мы собирали только сыроежки и моховички!». Поверьте, лучше выкинуть десять сомнительных грибов, чем подвергнуть опасности жизнь малыша. А детям до трех лет лучше вовсе не давать никаких грибов, даже если вы уверены в их съедобности.

 

Монетки и батарейки

Часто дети оказываются в больнице из-за того, что … проглотили монетку или батарейку! В редких случаях эти опасные предметы выходят из организма естественным путем, чаще требуется хирургическое вмешательство.

Трехлетняя Маша играла с детским пластиковым телефоном. Игрушка упала на кафельный пол, и пластинка, которая закрывала батарейки, слегка отошла. Маша расковыряла отверстие и достала одну батарейку. Поиграв с ней, она решила попробовать ее. Маша сама не заметила, как проглотила опасный предмет. Только то, что ребенок испугался и сразу рассказал маме о происшествии, помогло вовремя отвезти девочку в больницу. Все обошлось благополучно, батарейку извлекли, а Маша больше никогда не засовывала мелкие предметы в рот.

 

В батарейках содержатся смертельно опасные химические соединения (щелочь, цинк, ртуть), которые, попав в желудок или кишечник, могут вызвать ожог внутренних органов. В таких случаях нельзя медлить — срочно обратитесь в отделение медицинской помощи.

Шестилетний Петя разбирал копилку. Маме и в голову не приходило, что такой уже «взрослый» ребенок может проглотить монету, тем более, пятирублевую. Она же большая! Ребенок и сам не заметил, как это случилось. В результате пришлось вызывать Скорую помощь. Ребенку провели непростую операцию под общим наркозом.

Крупные и тяжелые монеты могут застрять в пищеводе или прилипнуть к стенкам кишечника, вызвав тем самым рвоту, непроходимость, заворот кишок и другие неприятные осложнения.

 

Подведем итог

В нашу задачу не входит описание лечения отравлений. Этим занимаются врачи в больницах. Но мы можем посоветовать, какой обязательный минимум процедур нужно провести до приезда «Скорой».

Первая помощь в большинстве случаев — промывание желудка. Лучше всего сделать это обычной водой. В нее можно добавить немного морской или поваренной соли. Количество жидкости зависит от возраста ребенка.

Если ребенку 1 год, то достаточно одного стакана жидкости. Далее производится расчет по 200 г воды на каждые два месяца жизни.

Ребенку, который находится в бессознательном состоянии, промыть желудок может только медицинский работник.

 

Самое сложное в проблеме детского отравления — поставить правильный диагноз. Изучение большого количества медицинских историй показывает, что признаки, которые сопутствуют отравлению, чрезмерно многообразны. Симптомы зависят от вещества, дозы, возраста ребенка и так далее.

Такие проявления, как слабость, вялость, рвота, потеря сознания, судороги, возбуждение, покраснение лица и конечностей, часто расцениваются как острое и тяжелое заболевание. Сразу поставить диагноз бывает очень трудно. Ведь многие детские болезни начинаются именно так. Зачастую возникает предположение о травме, переутомлении, перегреве или солнечном ударе.

Каждое резкое изменение состояния маленького ребенка должно насторожить родителей. Не теряйте времени! Вызовите бригаду Скорой помощи и постарайтесь выяснить, чем именно и каким способом мог отравиться ребенок.

4 способа правильно похвалить ребенка

«Почему дети отнекиваются, когда я их хвалю? Я говорю дочери, что она умная, а в ответ слышу отвечает: «Нет, Лиза умнее!» Я говорю, что она красивая, а она: «Я толстая!». Я говорю, что она замечательная старшая сестра и одаренный художник. А дочка тут же шпыняет младшего брата и говорит, что не умеет рисовать. Порой мне кажется, что она стремится доказать мне, что я не права!

Со старшим сыном все еще хуже. На тренировке он бросал мяч в корзину и наконец попал. Я закричала: «Ура! Отлично! Ты — настоящий баскетболист!» Он же отбросил мяч в сторону и ушел. Не понимаю. Каждый раз, когда я пытаюсь похвалить своих детей, мои слова оказывают противоположное действие».

 

 

Почему от некоторой похвалы становится только хуже

Многие родители сталкиваются с такой проблемой. Обычно негативная реакция ребенка на похвалу возникает в том случае, если положительная оценка дается человеку, а не его действию. «Ты — настоящий баскетболист!» или «Ты такой молодец!».

Также избегайте обобщающих слов, таких, как «умный», «красивый» и «прекрасный». Их употребление не только заставляет сосредоточиться на собственных недостатках, но еще и подталкивает к прекращению попыток. Если я уже прекрасный, то незачем и стараться, рисковать. А вдруг в следующий раз у меня не получится соответствовать?

Какие же нужно подбирать слова, чтобы действительно похвалить ребенка?

 

Как правильно хвалить?

Правильная похвала придает уверенности, желание продолжать работу. Если мы хотим помочь детям поверить в себя, то нужно забыть такие слова, как «хороший», «отличный», «фантастический», «лучший».

1. Описывайте свои чувства

От вас ожидают похвалы? Опишите то, что вы чувствуете: «Я вижу, ты пытался решить задачу разными способами. Мне нравится тот, который ты выбрал».

«Ура! Мяч попал прямо в корзину. Какой точный бросок! Мне понравилось, как ты это сделал».

«Я ценю твою помощь. Спасибо, что оставила свои дела. Мне очень приятно».

«Мне нравится эта картина. Птичка на ней как будто живая!»

«Каждый раз, когда вспоминаю ту твою шутку, не могу удержаться от смеха».

Когда вы описываете ребенку то, что видите или чувствуете, это оказывает почти магическое действие на него. Своими словами вы не только подтверждаете ценность приложенных усилий малыша, но и придаете ему уверенности. И тем самым мотивируете его на дальнейшие старания.

 

После такой правильной похвалы ребенок начнет думать: «Да, я не тренировался до тех пор, пока у меня не получилось забросить мяч в корзину…», «Чем больше я рисую, тем лучше у меня получается…», «Я могу быть доброй», «Я умею шутить…».

Не сомневайтесь: именно так все и будет! Опишите ребенку свои чувства и впечатления. Тем самым вы не только покажете ему, что вам действительно нравится результат, но и сможете закрепить в нем уверенность в себе и в своих силах, а также воспитаете чувство ответственности.

2. Суммируйте и перечисляйте то, что вы видите

Трехлетний малыш прибежал к вам и несмело протягивает рисунок. Синяя клякса на маленьких зеленых ножках, тут и там пятна поменьше, желтого цвета. Пока вы прикидываете, что это могло бы быть, ребенок ждет вашей оценки.

Многие родители сразу же отмахиваются фразой: «Да, красиво, молодец». Но малыш ждет от вас не этих слов.

Также вы можете ответить: «Что-то странное… Бегемот? Что-то не похож, давай, я покажу тебе, как его надо рисовать». Но и такой вариант станет ошибочным. Чужой штамп заменит собственное видение малыша.

 

Итак, как же быть? Ребенок все еще стоит и с волнением ждет от вас реакции.

Возьмите рисунок и внимательно рассмотрите его, а потом с одобрением в голосе произнесите: «Ты нарисовал что-то большое и синее… я вижу маленькие зеленые ножки… и желтые точки. А здесь еще осталось пустое место…»

Перечисляя детали, вы тем самым проявляете к ним интерес, а не оцениваете работу — что хорошо. Вы отмечаете то, что малыш потрудился, а не то, как он это сделал. Как правило, такой подход сразу же налаживает верный контакт — ребенок, подхватывая слова взрослого, с энтузиазмом продолжает сам: «Это бегемот! Я сначала хотел нарисовать слона, но у меня не получилось. Вот тут желтое — это цветы. А тут будет еще дерево, сейчас нарисую…»

Вы почувствуете, как меняется настроение малыша. Теперь ребенок включился в общение, он больше не подвержен авторитетному мнению и способен сам оценить свою работу. А ведь в самом начале он еще зависел от вашей оценки. Но в ходе разговора малыш получил желаемое одобрение и почувствовал неподдельный интерес к своему занятию.

 

Приведем примеры суммарной оценки деятельности:

«Я сразу поняла, что ты репетировала. Твои пальцы помнят все произведение до последней ноты. Я бы назвала это упорством».

«Я заметила, что ты оставил последний кусок торта своей сестренке. Вот это сила воли! Я рада, что ты подумал о Марусе».

«Ты помыл всю посуду! Как чисто! Вот это ответственность».

А если хвалить не за что?

Такое тоже бывает. Представьте: утро, вы опаздываете на работу, а ваша дочка еле-еле завязывает шнурок на кроссовке. Или уже поздний вечер, а ваш сын-подросток еще и не думал садиться за уроки.

 

Бывают моменты, когда родителям страшно хочется высказать детям все, что они думают:

«Ну, почему ты так медленно все делаешь! Сколько можно одеваться!»

«Если бы ты сел за уроки сразу после школы, а не играл в дурацкие видеоигры, то давно бы уже справился с домашними заданиями! Вечно оставляешь все на последний момент!»

Ни в коем случае не делайте так: поступите мудро. Как говорится: «Помолчите, пока мысли не станут цензурными и этичными». Глубоко вдохните и постарайтесь последовать нашему совету: опишите достижения ребенка вслух. Перескажите все, что он уже сделал:

«Так, ты умылась, оделась, осталось только завязать шнурки и — ты готова!»

«Давай посмотрим вместе… три задания по математике… да, не просто. Я вижу, ты такие делал в классе. Если начать сейчас, ты все успеешь за полчаса. Будут вопросы — задавай, я тебе помогу».

Так мы отмечаем достигнутый прогресс (пусть даже малый), нейтрализуем возможную конфликтную ситуацию, избегаем взаимных упреков и вселяем в ребенка уверенность и желание продолжать старания.

 

Если мой ребенок — сверхчувствительный?

Некоторые дети ужасно расстраиваются, если сделали что-то не так. Они очень остро реагируют на замечания и на свои собственные промахи. Одна мама рассказывала, как ее трехлетний сын, обратившись к ней с вопросом, случайно пролил сок из чашки на рубашку и на пол. Ребенок начал истерично рыдать.

— Коля! — торжественно и спокойно произнесла мать, — ты сделал открытие!

Мальчик перестал плакать и удивленно посмотрел на нее. Мать продолжила в том же тоне:

— Ты только что обнаружил, что, когда трясешь чашку, сок может расплескаться!

Через какое-то время в гости приехала бабушка. Она положила сумочку и очки на стол. Потом вспомнила, что ей нужно принять лекарство. Потянулась за сумочкой и уронила очки. В сердцах бабушка воскликнула:

— Ну вот!

Коля же торжественно произнес:

— Бабушка, ты только что сделала открытие!
— Какое же? — удивилась женщина.
— Если класть очки на сумку, они могут упасть!
— Ну наааадо же! — восхищенно ответила бабушка и поцеловала малыша. — Я это запомню!

 

Подводя итог

Мы поделились с вами основными приемами похвалы, которые вы можете смело использовать в своей родительской практике. Придерживайтесь нехитрых правил:

1. Опишите свои чувства:

— Нравится мой рисунок?
— Я вижу, ты очень старался!

2. Суммируйте то, что видите:

— Нравится мой рисунок?
— Я вижу домик, травку, трубу, а вот это что?

3. Опишите все, что уже сделано:

— Мне скучно дорисовывать эту картинку.
— Ты уже нарисовал домик, травку, трубу, а вот тут осталось совсем чуть-чуть свободного места.

4. Ура, открытие!

— Я случайно прорвал дырку в своем рисунке… (слезы, расстройство)
— Вася! Ты только что сделал открытие: если мокрую бумагу тереть «стеркой», то бумага может порваться.

 

Если ребенок — левша!

Осознание этого факта нередко воспринимается родителями негативно, а то и хуже — как наказание, как приговор судьбы.

Чего делать нельзя?

1. Ни в коем случае не занимайтесь переучиванием, поскольку этот процесс является настоящим насилием для мозга ребенка. Знайте, что, переучивая ребенка-левшу держать ложку и ручку в правой руке, вы тем самым и перекладываете врожденные функции ведущего у левшей правого полушария на левое, в котором у них нет так называемой проекционной базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. 

Результат:

- у ребенка с задержкой формируется речь, возникают разнообразные логопедические проблемы (дело в том, что развивающаяся на базе слухового восприятия речь просто «не понимает», в каком полушарии ей «осесть», ведь упрямые взрослые ее все время «направляют» в то полушарие головного мозга, которое для этого попросту не предназначено);

- настойчивое переучивание приводит к невротизации ребенка, самыми распространенными симптомами которой являются нарушения сна и аппетита, головные боли и боли в животе, энурез, заикание и т.п.;

- неумение взрослого человека ориентироваться на местности (тот самый пресловутый «топографический кретинизм»), неспособность танцевать, невозможность воспринимать мелодии и пр.

2. Не следует заострять внимание на леворукости ребенка. Ни он, ни окружающие не должны видеть в этом что-то необычное. В противном случае у ребенка может формироваться заниженная самооценка, застенчивость и жизненный сценарий неудачника.

3. На любого ребенка, а на ребенка-левшу в особенность не следует повышать голос, иначе он замкнется в себе и со временем потеряет контакт с родителями. Причина в природной ранимости и повышенной впечатлительности.

Что нужно делать?

1. Чтобы ребенок не связывал свои неудачи с тем, что он левша, расскажите ему истории об известных левшах, которые несмотря на свою особенность (а может, благодаря ей!) достигли в жизни больших высот. Среди них художники Леонардо да Винчи и Пабло Пикассо, композиторы Иоганн Себастьян Бах и Людвиг ван Бетховен, ученые Иван Павлов и Альберт Эйнштейн, полководцы Александр Македонский, Юлий Цезарь и многие другие.

2. Если вы окончательно убедитесь в том, что ваш ребенок отдает предпочтение левой руке, не огорчайтесь, а учитесь учитывать эту особенность в общении и обучении. А так же не забудьте предупредить об этом воспитателей и педагогов, ведь именно от них во многом зависит то, в какой степени ваш малыш будет подвержен домыслам и переучиванию.

Не загоняйте себя в угол

Многие из нас могут с уверенностью сказать про себя, что они в некотором роде «люди момента». Стоит ребенку в чем-нибудь провиниться, как мы, ни в чем толком не разобравшись, выпаливаем какую-нибудь страшную угрозу, которую и в мыслях до этого не держали!

— Все! Больше никакого телевизора! Целый год! — грозимся мы.

 

Согласитесь, такое наказание совершенно невыполнимо: во-первых, вряд ли ребенок виноват уж настолько, а во-вторых, — вам и самим такие жесткие меры не по душе.

Но, как говорится, слово не воробей... «заклятие» вырвалось наружу! Так неужели теперь придется на целый год отключить телевизор? Или есть способ выйти из сложившейся ситуации, не потеряв родительского достоинства?

Смысл наказания — в его исполнении

Главное правило любого наказания — его соблюдение. Если вы говорите ребенку, что он сможет пойти кататься на велосипеде только после того, как приведет свою комнату в порядок, то ваша обязанность — проследить за этим. Вы как ответственный взрослый человек должны сделать так, чтобы ваш наказ был выполнен.

В противном случае ребенок перестанет воспринимать вас всерьез и о послушании можно будет позабыть.

Один отец никогда не приводил свои угрозы в исполнение, и в результате два его сына совершенно отбились от рук. Обсудив проблему с более мудрым товарищем, он твердо решил придерживаться более жестких мер. На одном семейном торжестве мальчикам было сделано замечание. Наказанием за непослушание был отказ от семейной прогулки в зоопарк.

Мальчики лишь посмеялись над угрозой отца. «Ха, — подумали они, — папа никогда не выполняет того, о чем грозит. Завтра он уже все позабудет!» Но они не знали, что на этот раз их отец решил твердо выполнить обещанное. Так что на следующий день мальчики лишились похода в зоопарк.

Пример оказался очень поучительным. Видя эффективность такого метода, родители стали и в дальнейшем следовать ему и больше не разбрасывались пустыми угрозами.

Хороший пример, дурной пример

Наши дети перенимают поведение у нас с вами. Если мы при каждом удобном случае говорим «спасибо» и «пожалуйста», то и они со временем начинают поступать точно так же. У вежливых родителей очень редко бывают невежливые дети.

Обычно несложно вести себя так, чтобы подавать правильный пример. Но когда вы чувствуете, как начинаете раздражаться, то необходимо попытаться взять себя в руки. Ведь именно в таких непростых ситуациях может проявиться ваша «темная сторона», и очень важно, чтобы ребенок ее не увидел и не принял за правильную модель поведения.

Как вы реагируете на непослушание, упрямство ваших детей? Вам удается не сорваться, выслушать их, оставаться спокойными? Все родители знают, как это трудно!

Помните, что, теряя контроль над собой, вы тем самым не только даете добро на такое же поведение ваших дочерей и сыновей, но и можете сболтнуть лишнего. Старайтесь всегда быть сильнее своих негативных эмоций и держать ситуацию под контроле

 

 

Ошиблись — признайтесь

Некоторые родители в силу традиций воспитания боятся «развенчать» свой авторитет в глазах ребенка. Такие люди не признают своих ошибок и никогда не просят прощения у детей. Нельзя считать подобный подход к воспитанию верным.

Извиняясь перед ребенком, вы, тем самым, признаетесь ему в своем несовершенстве. Они и так со временем поймут, что ошибаются все и что это вполне естественно. Прося прощения за свой «промах» у ребенка, вы подаете ему пример осознанного отношения к ситуации. Показываете, что ошибку можно постараться исправить и стыдиться ее не нужно.

Ваша цель состоит в том, чтобы ребенок смог произнести «извини» не из-под палки, а всякий раз, как только увидит, что причинил кому-то боль, обиду, неудобство или расстройство.

У вас есть шанс все исправить

Родительство — прекрасный повод серьезно заняться собственными недостатками, чтобы они не достались вашим детям по наследству. Помните, в самом начале статьи мы задавались вопросом, как можно исправить ситуацию с запретом телевизора на год?

Единственно правильное решение проблемы - честно признаться ребенку в своей неправоте: «Послушай, я погорячился. Я вышел из себя, меня очень расстроило твое поведение. Я наговорил глупостей. Мне следовало запретить тебе телевизор, скажем, на неделю. Это было бы справедливее. И я действительно поступлю так, если ситуация повторится, понимаешь?»

Пригрозив ребенку чем-то, нужно обязательно привести наказание в исполнение. А чтобы с этим не было проблем, не загоняйте себя в угол заведомо невыполнимыми вариантами. Прежде чем сказать, остановитесь и подумайте, что именно вы хотите высказать.

Уважаемые родители!

 Наше учреждение переименовано в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад п. Арсинский" Нагайбакского муниципального района Челябинской области.

25.08.2015 года в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Челябинской области (7435 Территориальный участок № 7435 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Челябинской области) зарегистрирован Устав нашего учреждения под редакцией № 6, с которым Вы можете ознакомиться в разделе "документы" нашего сайта.